© 2015, REN
Тестовые треки
Представляю тестовые треки, которыми я пользуюсь для проверки качества звучания аудиотехники.
Формат треков стандартный - CD 16 бит 44,1 КГц, поскольку в настоящее время основной доступный
контент представлен в таком виде. К тому же записи в данном формате, как правило, гораздо более
сложны для воспроизведения, не каждая аудиотехника, хорошо играющая HD форматы (например 24
бит 96КГц), справится с таким же успехом с CD записью.
Все размещенные треки показали свою эффективность в определении конкретных недостатков
тракта, имеют достаточно высокое качество и приближены к среднестатистическому музыкальному
ассортименту.
Я не сторонник выслушивания по получасу "аудиофильского" музыкального фрагмента с несколькими
инструментами, одной скрипкой и шорохами на заднем фоне. Большинство этих записей имеют крайне
узкое применение и дают очень мало представлений о том, как аппаратура будет звучать на другой
музыке, такой как электроника, рок и металл. Потому тут таких записей практически не будет.
В целом, если у вас что то "не звучит" на данных записях, в первую очередь надо серьезно
задуматься об апгрейде аппаратуры, поскольку среди треков нет "противно звучащих", шепелявищих,
мыльных или грязных. Те достоинства и недостатки, что имеет каждый трек, описаны в аннотации.
Основные
Вспомогательные
Один из лучших тестовых треков на мой взгляд. Прописан прекрасно во всем
диапазоне. Можно определить глубину баса, качество высоких частот, работу
тракта с тихими звуками, ширину и глубину построения сцены.
Когда начинают звенеть караталы, их звук должен, свободно отделяясь от
колонок, разливаться и обволакивать все вокруг, хор должен быть
позиционирован по всей сцене, бас глубокий, но в тоже время упругий и
хлесткий. Ни единой помарки на высоких частотах в этом треке нет, он вылизан
и отполирован до блеска, в то же время не должен звучать мутно. Прекрасный
образец студийной записи высочайшего класса, правильно подогнан по уровням
и идеально оцифрован.
Еще один образец отечественной звукозаписи. Это уже более современная
запись, со скорректированными высокими и записана по 0дБ, чем и сложна для
тракта.
Однако этот трек позволяет определить многие косяки намного более
эффективно, чем отшлифованные треки. Если в тракте проблема с ВЧ - то они
начинают звучать жестко и даже иногда грязно, неприятно. Если проблема с
басом - он начинает бубнить в начале записи. Однако на правильном,
«музыкальном» тракте этот трек звучит прекрасно, щеточки в начале записи
звучат натурально, а не как шум, прекрасно звучит и голос, не шепелявит, не
подсипывает, слышны придыхания, музыка льется, слышны очень многие детали.
Стресс тест для тракта. Так же записан под 0дБ, однако наполнение более
сложное, особенно на высоких частотах. В целом в этом треке есть все, что
нужно для теста и один он способен заменить практически все остальные.
Высокие тут не должны валиться в кашу ни при каких обстоятельствах, голоса и
инструменты звучат отдельно. С 1 минуты, когда начинается расколбас, все
должно звучать точно так же - динамика низких частот, голоса и высокие
частоты отдельно. Если вдруг оказывается, что нет - перегрузочная способность
тракта нулевая.
Этот трек похож на два облака и предъявляет те же требования к тракту, однако
его лучше использовать для тестов динамического диапазона баса и средних
частот. Голос Ричарда Маркса очень интересный, на каждом тракте он звучит
немного по своему и тут мне нечего посоветовать, кроме как послушать этот
трек на эталонной аппаратуре, или сходить на его концерт, чтоб понять, как
должно быть.
Атмосферный трек, с хорошо прописанным пространством. Хорош для
определения качества послезвучий, эха, качества передачи объема помещения в
котором велась запись. Голос Эрика Клэптона записан качественно, но они
накрутили высоких, из за чего на чрезмерно резких трактах этот трек звучит
жестко и даже «кислотно».
24 бит, 96 КГц. Интересный образец записи высокого разрешения. В целом, он не
захватывает дух, судя по всему, потому, что записан без дополнительной
обработки. Этот трек звучит хорошо только на тракте очень высокого класса,
который может максимально передать микронюансы. В остальных случаях
слушать его довольно уныло, но он полезен для понимания того, насколько далек
тракт от идеала. На самом деле в треке всё есть, но если не слышно - увы.
Оркестр и Макаревич, что еще надо для определения качества тракта :)
Первых 30 секунд достаточно для понимания, может ли тракт играть живые
инструменты и как строит сцену. Деле вступает контрабас и понимаешь как
обстоят дела с низкими. Голос Макаревича еще один известный компонент в
этом симфонии. Он всегда поет немного в нос, гундосит, а вот степень этой
гундявости сильно зависит от тракта, особенно от ЦАПа. На некоторых ЦАПах её
не практически не слышно и из-за этого характер пения приобретает позитивные
нотки, как бы больше эмоций получается и больше динамики в голосе. На других
наоборот, все начинает звучать мрачновато. Как вам нужно - субъективное
желание, этот трек позволяет лишь хорошо показать этот нюанс. А еще ни в
коем случае Макаревич не должен шепелявить, если шепелявит - грязь или
джиттер в тракте.
Короткий трек для быстрого определения проблем. Все вышесказанное про
«Музыку под снегом» применимо и к нему. Советую слушать гитары, в
зависимости от ЦАПа их положение на сцене меняется от заднего плана до
переднего. Хорош для определения динамики тракта.
Кто слушает рок, металл, тому этот трек придется по душе и поможет в
изысканиях.
Очень хорошо передает динамику низких частот, хоть тут они и записаны немного
коряво. Основное свойство НЧ - они должны бить в грудь, быть упругими с
небольшим недостатком в самом нижнем диапазоне. После 1-30 звукорежиссер
уводит низкие, чтоб не перегружался тракт, так что это нормально, там стоит
смотреть уже на разборчивость в забое. Грязи в этом треке минимум или
практически нет. В целом большинство треков такого стиля записаны именно
так.
Профессионалы своего дела. Тут даже особо и писать нечего, надо слушать.
Очень четкие высокие частоты.
Тест баса и немного высоких. С басом тут перебор, но именно потому трек сюда
попал.
Тест высоких частот. Щеточки все отдельно, каждую щетинку должно быть
слышно. Хорошая сцена. С басом тоже перебор, в зависимости от помещения,
степени демпфирования усилителя, возможностей питания ЦАПа , а так же
качества колонок может быть от гудящего до вполне себе приемлемого.
Профессионально записан. Хороший голос, хорошая сцена. Тест на шепелявость
солиста - её не должно быть. Когда начинается забой, после 1 минуты, тоже
поработали компрессором, но меньше, чем в «Метро». Ничего не должно
валиться в кашу. При правильно подобранной громкости и положении акустики, а
так же качественном ЦАПе, звон от тарелочек поднимается выше над колонками
и звучит под потолком. Гитары по разному звучат, в зависимости от типа ЦАПа.
Интересный трек. Записан корявенько, но очень пригождается про доводке
аппаратуры до «музыкального звучания». Совет - добиваться максимально
разборчивого звука, при этом следя за качеством сцены. Если хорошо играет
этот трек, то многая музыка под силу тракту.
Фирменный «темный» звук от Найтвиша. Хорошая, многоплановая запись
оркестра.
Женский оперный вокал. Пригождается для определения перегрузочной
способности и динамического диапазона тракта на средних частотах. Если у
тракта нет проблем с мощностью, понимаешь насколько большой диапазон
громкости голоса, интуитивно хочется закрыть глаза на пиках громкости.
Контрабас. Очень сложный трек для большинства ЦАПов низшей и средней
ценовой категории. Если кажется, что то не так с басом - включайте этот трек.
Контрабас должен звучать глубоко, рельефно и с многими оттенками, не должен
гудеть. Про звуковые карты с недостатком мощностей питания лучше вообще
промолчать. На них обычно звук контрабаса превращается в непонятное
пердение.
Атмосферный трек. Много всего, но что то конкретное сказать сложно.
Пригодится чтоб понять как аппаратура может играть то, не знаю что. Чем более
подробной кажется запись и больше звуков можно идентифицировать - тем
лучше. Довольно неплохой тест инфрабаса. При подборе кабеля поможет понять,
насколько тот или иной кабель «раздувает» сцену и бас.
Аккуратный трек, живая запись, минимум вмешательства. Тоже звучит хорошо на
высококачественной аппаратуре. Если тракт не может нормально воспроизводить
тихие звуки, лучше не слушать :)
Живая запись, очень качественная, тут те самые стуки и шорохи на плане.
Рок. Прекрасная запись, минимум компрессии. Пригодится для настройки трактов
которым нужно уметь играть такую музыку. Для нормального воспроизведения ни
в одном звене тракта не должно быть просадки питания. Трек не должен звучать
«зажато».
Трек похож на предыдущий, голос записан очень хорошо, минимум сжатия
динамического диапазона.
Резкая, зажатая местами запись, но несмотря на это, она довольно разборчивая.
В целом этот трек слушабелен на хорошем тракте и невыносим на плохом.
Очень требовательная к тракту запись, звучит от прекрасно на хорошем, до
ужасно на плохом. Тут нет грязи! Грязь, если она есть, возникает исключительно
в вашем тракте.
Хороший трек на проработку баса и динамику усилителя.
Странная запись, тем не менее часто используемая в качестве
демонстрационной из-за чистенького начала. После 1-30 можно выключать,
плохо закомпрессирована, однако если тракт (по аудиофильски) должен
сглаживать косяки записи, то вполне пригодится для его настройки.
Просто послушайте, как можно писать музыку. Очень красиво.
Атмосферный электронный трек. Хорошая сцена.
Волосатые байкеры-металлисты лабают для вашего удовольствия.
Профессиональная запись во всех смыслах.
Волосатые байкеры-металлисты лабают для вашего удовольствия. Мало
компрессии и хорошие высокие.
Прекрасный голос Ричарда Маркса и неплохие высокие частоты, которые не
шипят на музыкальном, аудиофильском тракте.
Я просто оставлю это здесь.
Электронный микс с качественными семплами. Особенно интересна последняя
минута. В изодинамических наушниках звучит поразительно.
Немного Депеш Мода. Типичная запись без претензий.
Демонстрационная свистелка-стучалка всех времен. Снискала популярность из-
за того, что даже на плохом тракте звучит вполне неплохо. Мало подчеркивает
грязь из за чистого тона и своей общей вылизанности, однако на качественном
тракте она начинает звучать по настоящему интересно, замечаешь много того,
чего на плохом тракте просто не слышно.
Еще одна вылизанная демка, которая пригодится, чтоб выдать плохой тракт за
хороший. Звучит практически на всем отлично.
Пригождается для проверки разборчивости речи на стадионах, актовых залах и
т.п.
Очень качественно записанный голос.
Двоякая кривоватая любительская запись, фолк-металл. Но иногда звучит очень
даже неплохо. На резких трактах не включать.
Тоже, любительская запись, фолк-металл, живые инструменты с минимумом
посторонней обработки. Хорошее качество.
Высококачественный пространственный трек. Подходит для тестов качества
сцены, высоких частот.
Вот так вот раньше умели писать. Аналоговая запись.
Еще один образец вылизанного коммерческого трека, который должен звучать
хорошо на всех бумбоксах страны. Сравните с «Шер» и ощутите разницу.
Трек с бинуарными эффектами. Голос может быть сзади вас. Качество тракта не
особо влияет на восприятие. На восприятие сильно влияет помещение,
правильность установки колонок и положение слушателя относительно них.
Электронная музыка с очень качественными сэмплами.
AUDIOMOD.RU
Отлично прописанный инструментальный трек. Минимум какой либо обработки.
Годен для определения всех параметров тракта - динамического диапазона,
баса, середины, качества высоких частот, качества передачи тембра голоса и
разделения инструментов, глубины и ширины сцены. В последнее время
пользуюсь им.