© 2015, REN
Измерительные сигналы
AUDIOMOD.RU
Треки для определения уровня джиттера.
Измерения джиттера цифро-аналогового тракта одна из наиболее сложных задач. Особая сложность  
заключается в том, что джиттер может возникнуть во многих частях тракта и может быть усилен  
другими частями.
Для корректного замера нужно дорогостоящее оборудование, способное учитывать весь возможный  
спектр джиттера и имеющее в своем составе высококачественный тактовый генератор, который и  
является опорной частотой замера.
Попытки измерить джиттер в домашних условиях, да еще и на одной звуковой карте с общим  
генератором для тракта записи и воспроизведения, как правило обречены на провал.
Однако существуют тестовые треки с определенной последовательностью кода, который, в случае  
повышенного джиттера цифрового сигнала, приводит к ошибкам в работе цифровых фильтров ЦАПов  
и возникновению побочных комбинационных частот, по которым и можно косвенно судить о уровне  
джиттера.
Ниже представлены тестовые треки из программы ARTA. Более подробно о их структуре и методике  
расчета уровня джиттера можно прочитать тут.
От себя отмечу, что данные треки показывают именно ошибку цифрового сигнала, при обработке его  
в SRC ЦАПа или SPDIF приемнике с ФАПЧ. Применение же этих треков для контроля джиттера I2S  
сигнала, приходящего со звуковой карты на её же ЦАП, практически бессмысленно, поскольку  
фактически, I2S является полностью синхронным интерфейсом, тактируемым в данном случае одним  
генератором (на звуковой карте) вместе с ЦАПом, поэтому возникновение ошибок в SRC ЦАПа  
исключено, хотя фактический джиттер (для стороннего измерителя) может быть сколь угодно  
большим.  
Исключением из этого правила являются звуковые карты, производящие побочную обработку  
цифрового сигнала, то есть где отсутствует битперфект, либо карты имеющие настолько плохой DSP,  
что он даже не может выдать нормальный, синхронный I2S.

При анализе данных треков в спектроанализаторе (RMAA с максимальным окном FFT) имеем такую  
картину:
При анализе полученных измерений не стоит обращать внимание на гребенку, а стоит обращать  
внимание на то, что появляется между ней и выше. Дополнительные побочные помехи и прочий мусор.  
Расчет уровня джиттера на основании этих данных довольно сложен, существуют целые форумные  
темы, где люди пытаются интерпретировать то, что намеряли. Фактически, в реальных условиях,  
кроме самого джиттера между этой гребенкой присутствуют разнообразные помехи, захваченные при  
измерениях, что еще более усложняет задачу оценки джиттера.
Для экспресс оценки вполне годится такой подход - если видно, что побочные продукты имеют  
уровень выше гребенки - имеет смысл задуматься о том, что с устройством что то не так.

Так же стоит обратить пристальное внимание на "юбку" основного тона - именно там скрывается  
реальный джиттер (а не продукты ошибки SRC). Для его оценки годится любой чистый тон, но для  
измерения нужно обязательно отдельное устройство с собственным, качественным тактовым  
генератором. Как минимум это Lynx L22 или E-MU 1212.
Выше приведено изображение "идеальной юбки" основного тона, фактически она возникла только из  
за конечного разрешения спектроанализа. При реальных измерениях все будет гораздо хуже, даже на  
самых качественных устройствах.
Однако тут тоже критерий оценки довольно прост - если расширение "юбки" составляет не более  
одного-двух десятков герц, а уровень начала расширения ниже -135 дБ - такой тракт уже обладает  
довольно низким уровнем джиттера.

В заключение отмечу, что не всегда устройства, показывающие хорошие результаты в этих тестах,  
так же хорошо звучат. Но устройства показывающие плохие результаты по замерам джиттера -  
заставить звучать хорошо практически невозможно.
44-24 ARTA stereo Jtest file
48-24 ARTA stereo Jtest file
96-24 ARTA stereo Jtest file


Треки J-Test, длительностью 1 мин.