Раньше цифро-аналоговые преобразователи, или просто DAC, применялись в основном
в студийной звукозаписи. В бытовой технике, такой как CD, DAT, звуковые карты,
старались сделать встроенный преобразователь цифра-аналог в каждом устройстве.
Однако, чем больше устройств работали в цифровом формате, и чем дешевле
становились высококачественные микросхемы преобразования цифра-аналог, тем
большее распространение получили сами DAC, как законченные устройства. На
сегодняшний день все современные источники, даже FM тюнеры, могут выдавать
сигнал в цифровом виде ‒ для последующего преобразования с помощью
высококачественного DAC в аналоговый сигнал и непосредственной подачи в
усилитель звуковой частоты. То есть, по сути, коммутация аналогового сигнала
вообще не требуется.
Плюсы такого решения понятны ‒ все источники, дающие качественную цифру, звучат
одинаково, нет слышимых наводок, сокращается число кабелей для передачи сигнала.
Все это привело к возникновению очень широкого ассортимента DAC. От китайских
USB свистков и наборов "сделай сам" за 10$, до гламурных, золоченых конструкций
стоимостью десятки тысяч долларов. Функционал же особо не отличается, максимум в
продвинутых конструкциях меняются режимы работы цифровых фильтров или
применяется аттенюация, а разница в цене обусловлена самим качеством
преобразования цифры в аналог. Причем в устройстве за 100$ и за 10000$ может
стоять одинаковая микросхема Ц/А преобразования. Основная разница в качестве
обусловлена примененной обвязкой Ц/А преобразователя, грамотной трассировкой
плат и примененным DSP.
Как минимум наивно ожидать одинакового качества от DAC разной ценовой категории,
но с одинаковыми Ц/А преобразователями. Однако, в дешевых конструкциях или
конструкциях средней ценовой категории возможно поднять качество довольно
простыми мерами, такими как шунтирование цепей питания высококачественными или
"аудиофильскими" конденсаторами, замена ширпотребных "аудио ОУ" на прецизионные
операционные усилители применяемые в военной и медицинской технике. Улучшить
цифровой клок и качество питания самого DSP.
В более высококачественных конструкциях уже могут иметь значение примененные
сигнальные разъемы и разъемы питания, внутренняя проводка, фильтрация цепей
питания 220 вольт.
В целом, субъективное улучшение качества того или иного устройства, это всегда
больше искусство, потому как технически измеряемые параметры слабо коррелируют
со слуховыми ощущениями и не всегда улучшение и без того высоких параметров (как
правило на несколько порядков превосходящих возможности слуха), так же
положительно сказывается на звучании. Поэтому в этом деле необходимо большое
терпение и, разумеется, музыкальный слух. Иногда приходится прослушать десятки
пробных вариантов, прежде чем выбрать лучше звучащий.
Часто, улучшение в одной области (например при простой замене ОУ) портит звук в
другой и начинающие "твикеры" встают на путь перетыкания ОУ (аналог перебора
кабелей), вместо того, чтоб улучшить их питание и обвязку. Надо ясно понимать, что
модернизация высокоточной звукотехники, чем и является современный DAC, требует
комплексного подхода, как с позиции слушателя, ценителя звука высокой верности,
так и с позиции инженера.
Я имею большой опыт в модернизации различных цифровых звуковоспроизводящих
устройств. Спектр вариантов модификации DAC широк и в каждом конкретном случае
требует индивидуального подхода. Главное - понимание в какой области звучания есть
недостатки и как их исключить, не потеряв в достоинствах.